«Химия» против гололёда и наше здоровье

«Химия» против гололёда и наше здоровье

Поскользнулся, упал, очнулся – гипс. Чтобы передвижение по городу ничем не напоминало фразу из известного советского фильма, на тротуарах и дорогах зимой используют противогололёдные реагенты

Фото: РИА / Денис Тырин

Белые разводы на обуви, ржавчина на кузове автомобиля – об этой цене за жизнь в городе без гололёда мы прекрасно знаем. Но и это ещё не самое страшное, когда речь заходит об угрозе для нашего здоровья.   

Споры о безопасности и вреде реагентов продолжают вспыхивать каждую зиму. Коммунальщики утверждают, что современные средства не опасны. У экспертов – другое мнение: по их словам, противогололёдные реагенты вредят и экологии, и нашему здоровью.   

«Зимняя» аллергия  

Слезящиеся глаза, кашель и насморк – с этими неприятными симптомами знаком каждый, кому не посчастливилось стать жертвой аллергии на противогололёдные средства. Как воздействует «дорожная химия» на наши лёгкие – можно только догадываться. Пока никаких исследований на эту тему еще не проводилось. Как говорится, время покажет.   

Давайте разберёмся, чем же посыпают наши дороги.  

Как это было…  

В конце прошлого века главным противогололёдным реагентом в наших городах-миллионниках была песчано-соляная смесь. Однако песок нещадно забивал водостоки весной и от этого средства отказались в пользу технической соли (хлористого натрия). Это средство растапливало лёд моментально, превращая его в снежную кашу. Правда, вместе с этим полезным свойством соль ещё и разъедала всё вокруг: кузовы и колёса машин, лапы домашних животных, нашу обувь.   

Сейчас на дорогах вместо твёрдой соли используются в основном различные хлориды – они не вредят машинам, обуви, безопасны для природы. Но эти вещества – крайне сильные аллергены. Именно они вызывают все те неприятные симптомы, о которых многие из нас знают не понаслышке.   

Химия, как бы о её «экологичности» ни кричали производители, остаётся химией. Причём, по мнению экспертов, главная проблема – вовсе не в составе реагентов, а в их чрезмерном использовании.   

Не знаем меры!  

Любое вещество, если его использовать бесконтрольно, превращается в яд, заявляют специалисты. В США, например, тоже раньше использовали техническую соль. Но американцы придерживались точно рассчитанной дозировки – 30 г на один квадратный метр дорожного покрытия. В такой пропорции хлористый натрий не разъедал все вокруг и не причинял никакого вреда здоровью. У нас же не скупились, щедро посыпая солью дороги, превышая норму в 5, а то и в 10 (!) раз. Тут уж не стоит удивляться нежелательным эффектам.   

Понятно, что главная задача местных властей – сделать так, чтобы люди не падали, а риск ДТП был сведён к минимуму. Главы управ отвечают за борьбу с гололёдом, но не за наше здоровье. По мнению специалистов, нужно не искать новое чудо-средство, а решать проблему с точной дозировкой уже существующих. Только тогда дышать в городе станет легче.   

А как в других странах?   

Без противогололёдных реагентов пока не научились обходиться нигде в мире. В большинстве стран Северной Европы проблему скользких дорог зимой решают с помощью мраморной и гранитной крошки – там она в особом почёте.   

В Финляндии на этом ещё и умудряются экономить: весной крошку собирает специальная техника, после чего её промывают и хранят до следующей зимы, чтобы вновь посыпать ею дороги.   

В Норвегии тротуары… подогревают. И не только благодаря поливу тёплой водой с песком. Всё дело в том, что под трассами и пешеходными дорожками проложены теплокоммуникации, которые заставляют лёд таять.  

В Швейцарии и Австрии дороги обрабатывают смесью песка и мелкого щебня.  

В Германии предпочитают химикаты: с гололёдом борются с помощью магния.   

В США используют хлористый кальций, и экспериментируют с натуральными веществами. Например, в некоторых штатах рассыпали на дорогах… чесночную приправу: оказывается, она спасает от гололеда ничуть не хуже других средств. Удивительные свойства приписали и отходам ликёро-водочного производства. Выяснилось, что сахаристая субстанция, которая остаётся после изготовления спиртного, усиливает эффект химических реагентов. Если посыпать их сиропом, они лучше прилипнут к дороге.   

Поиск безопасного и при этом эффективного средства против гололёда продолжается до сих пор. Новую формулу ждут во всём мире.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ