Мама-«ехидна»? Грани разумного материнства…

Мама-«ехидна»? Грани разумного материнства…

Гиперопека или предоставление ребёнку самостоятельности? Каждая мама выбирает свой путь. Как относиться к матерям, чьи дети с пелёнок решают свои проблемы сами? Что это, лень, равнодушие… или дальновидность?


Сегодня, 24 ноября, мы отмечаем День матери – международный праздник, в который принято поздравлять матерей и беременных женщин. Растиражированный в массовой культуре образ матери сакрален: к нему прилагается тихая колыбельная, мудрые глаза, горячие пирожки и оренбургский пуховый платок. Однако все мы разные, сколько мам, столько и стилей материнства.

Оно, это чувство любви и ответственности за малыша, складывается под влиянием многих факторов. Но мамин характер, темперамент и память о её собственном детстве влияют на становление материнских отношений больше всего. И вот тут начинаются варианты...

Есть мамы, на которых хочется равняться, независимо от собственного поведения. Кажется, что всё у них получается максимально правильно и гармонично — любовь, воспитание, ненавязчивая забота, достаточная самостоятельность и совершенно счастливые развитые дети. А есть мамы с крайними взглядами на воспитание. Одни — совершеннейшие «наседки», которые готовы и в институт сопровождать драгоценное чадо, чтобы ничего не произошло без её ведома. Впрочем, есть и обратный вариант — абсолютно попустительская родительская позиция. А каково живётся деткам таких мам?

 

Психология «ехидны»

Когда у мамы нет того самого материнского чувства — это заметно невооружённым глазом. Холодность, не вовлечённость в дела ребёнка, какая-то «механичность» общения. Фактически такая мать сводит свои функции к обеспечению биологических потребностей чада. И на этом умывает руки. О природе отсутствия материнского инстинкта любят рассуждать разномастные психологи и психотерапевты. И, надо сказать, часто находят корни проблемы и даже пути решения. Впрочем, речь в этом случае идёт о каком-то дефекте.

А есть у «ехидности» и другие источники. Проще всего назвать их социальными и «разумными». Только не потому, что внешняя холодность мамы является максимально верной стратегией воспитания, а потому что мама долго думала, прежде чем принять подобный стиль поведения. И вот её аргументы:

• Ребёнок, с которым «не носятся», вырастает более самостоятельным и ответственным.

• Если ребёнку дать возможность осваивать окружающий мир так, как он хочет, он быстрее наработает свой уникальный опыт и, в результате, будет более умным и развитым.

• Для каждого школьника и особенно подростка важно общаться со взрослыми «на равных», только так можно удержать авторитет и уважение у ребёнка. И такая «свободная» материнская позиция лучше всего закрепляет авторитет.

• Дети сейчас настолько развиты, что мамина опека им попросту не нужна, они с пелёнок самостоятельны!

Об адекватности этих пунктов можно много фантазировать. Однако если посмотреть на складывающуюся картинку, можно заметить интересные особенности. К примеру, большинству малышей такое поведение мамы едва ли нравится. И если бы они могли открыто протестовать и требовать к себе больше внимания, они бы это с удовольствием сделали. Собственно, они этим и занимаются, только не все родители могут расшифровать за странноватыми поведенческими реакциями протест против невнимания.

 

Психология воспитания

zВоспитание — всё-таки очень кропотливый процесс, требующий если не опыта, то тонкой интуиции и природной мудрости от мамы и папы. Ведь всегда надо понимать, где потребуется сладкий пряник, а где крохотный леденец, а где-то и суровое слово в благих целях. Но каждое из этих проявлений является составной частью внимания и заботы о малыше. И малыши, к слову, это прекрасно чувствуют.

Детские психологи не перестают напоминать о важности открытой материнской любви и постоянном внимании к ребёнку. Даже если он давно вырос из пелёнок и вот-вот закончит школу. Другое дело, что материнские проявления должны соизмеряться с возрастом чада и его характером. Однако недодать внимания, недодать заботы, недообнимать и по-матерински недоласкать — значит «недолюбить». Мы, взрослые, может сколь угодно оспаривать эту позицию, но ребёнок ставит вопрос ребром − чувствует именно так.

Итак, вовремя обнять, вовремя похвалить, вовремя сделать замечание, пожурить — в этом заключается главное правило разумного родительского подхода к подрастающему малышу. Но не оставлять ребёнка предоставленным самому себе, потому что...

 

Психология ребёнка — психология отражения взрослого

zПотому что дети растут в мире взрослых, в мире вещей и природных явлений, и для них всё, решительно всё имеет значение. Каждый элемент их мира — ветер, взгляд, улыбка, слово – находят своё отражение, как в зеркале. Малыши развиваются, копируя и присваивая поведение других людей. Дети тесно связаны с эмоциями и чувствами, так как именно они более всего походят на зеркало, в котором отражается любое действие маленького человека. А если зеркало стоит за шторой? На лице мамы не дрожит ни один мускул и она привычно-спокойным жестом отмахивается: «Он же большой, должен сам учиться принимать решения!»...

Из психологических наблюдений следуют довольно стабильные выводы, не зависящие по большому счёту от характера и темперамента ребёнка. Итак:

• Детям всех возрастов необходимы проявления признания и любви со стороны родителей, иначе они чувствуют дискомфорт и неуверенность в том, что поступают правильно.

• То же самое дети чувствуют, если их не хвалить за инициативу, воспринимая её как должное, и оставлять без внимания даже самые крохотные достижения. Постепенно, не видя эмоционального отражения в родителях, ребёнок может потерять интерес к какой-либо деятельности, стать неуверенным в себе в текущих обстоятельствах.

• Дети очень нуждаются в искренней радости и похвале своих успехов, тогда у них появляется желание развиваться и учиться практически семимильными шагами.

• Мальчики и девочки буквально опускают руки, если чувствуют, что маме не интересно то, чем они занимаются. Они хотят видеть во взрослых сотрудника и постоянного участника их жизненного процесса. Другое дело, это участие не должно превращаться в перетягивание инициативы и в гиперопеку.

• Если ребёнок постоянно испытывает одобрение, уважение и чувствует крепкий родительский тыл, он сам готов транслировать любовь, принимать ответственность за других людей и заботиться о них.

 

Резюме

Недостаток внимания и опеки под девизом «Так ребёнок научится самостоятельности и легко войдёт во взрослую жизнь» не только не решает проблем детской социализации, но глубоко ранит чувства ребенка. Подросток замыкается в себе и ищет там корни материнской «нелюбви», а юноша может оказаться неуверенным в своих силах человеком, иногда истеричным, который уже ничего для себя не ждёт.

Правильно ли это? Едва ли! Поэтому в фокусе грамотного родительского сознания обязательно присутствуют: гибкость, чуткость, принятие по отношению к своему ненаглядному чаду. И всё будет хорошо!

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ



hсл