Новости СМИ2

Четвёрка легендарных броненосцев российского флота

Четвёрка легендарных броненосцев российского флота

1 ноября 1899 года был спущен на воду крейсер «Варяг» — корабль, чья команда обессмертила свои имена в сражении. В память об этой дате мы собрали воедино истории самых легендарных броненосцев российского флота.


Бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»  

Имена этих кораблей вошли в историю после морского сражения, состоявшегося 27 января (9 февраля) 1904 года на рейде близ корейского города Чемульпо (сейчас Инчхон). Русские броненосцы находились там с дипломатической миссией.   

На выходе из порта Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» были атакованы японской эскадрой под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу, включавшей в себя 6 броненосных кораблей и 8 миноносцев. Капитан русского крейсера Всеволод Руднев отказался сдаться и отдал приказ зарядить орудия, его примеру последовали и на «Корейце» — пробили боевую тревогу и подняли боевой флаг.   

Артиллерийская дуэль двух кораблей против четырнадцати длилась несколько часов, русские корабли получили множество пробоин, но продолжали вести ответный огонь, поражая японские броненосцы меткими выстрелами. Когда капитан Руднев понял, что все его орудия заставили замолчать, он повернул обратно, в Чемульпо. Там он отдал приказ снять с «Варяга» и «Корейца» оставшихся в живых членов экипажа, а сами корабли уничтожить. Тела погибших было решено оставить на бортах обречённых судов.
На крейсере «Варяг» открыли кингстоны, «Корейца» взорвали остатками боекомплекта. Уцелевшую часть команды разместили на кораблях нейтральных стран. Через полгода скитаний моряки вернулись на родину. Встречал героев лично царь Николай II.   

Крейсер «Аврора»  

02_Aurora.jpg

Этот корабль прославился не только тем, что дал сигнал к началу Октябрьской революции, выстрелив из своего носового орудия холостым зарядом. Не следует забывать, что во время Русско-японской войны этот броненосец принял участие в походе Второй Тихоокеанской эскадры, проплыв полмира, чтобы сразиться в знаменитом сражении в Цусимском проливе. Большинство русских кораблей в этом бою были потоплены или сдались японцам. На «Авроре» не осталось живого места, она вся была изрешечена снарядами, все орудия получили повреждения, а капитан крейсера — Евгений Егорьев — получил в сражении смертельное ранение в голову. Несмотря на всё это, «Аврора» смогла вернуться на родину, чтобы через некоторое время стать символом большевистской революции.   

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»  

03_Potemkin.jpg

Этот корабль Черноморского флота вошёл в историю не благодаря славной битве или героическому походу. Мятеж команды — вот событие, из-за которого мы всё ещё помним броненосец «Потёмкин». Это было первое в истории России вооружённое восстание целой воинской части, коей является любой боевой корабль.   

14 июня 1905 года формальным поводом к восстанию среди матросов «Потёмкина» стало некачественное мясо, поданное в борще. Ни командир корабля, капитан Евгений Голиков, ни вахтенный офицер не стали брать пробу с этого супа, сваренного для команды. Команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой.   

Среди матросов раздался призыв: «Довольно быть рабами!» Матросы, с криками «Ура!», бросились в батарейное помещение, взламывая пирамиды с винтовками и ящики с патронами. Начался настоящий бунт, нижние чины стали стрелять по верхним, а те — отвечать. Были убиты и выброшены за борт шесть офицеров, судовой врач и четверо матросов — из-за неразберихи их застрелили собственные товарищи. Броненосец «Потёмкин» оказался в руках восставших, его объявили «территорией свободной России». Команде был сварен новый обед.   

Экипаж принял решение идти в Одессу — ближайший крупный порт, где можно было пополнить запасы воды, угля, продовольствия и где, как знала команда, проходила всеобщая стачка. На корабле провели большую приборку, смыв с палубы следы крови. 14 июня броненосец «Потёмкин» прибыл в охваченную беспорядками Одессу, однако в город направили верные правительству войска, и корабль, пополнив припасы, вернулся в море. После нескольких дней скитаний команда приняла решение сдать судно румынам. 25 июня в порту Констанцы Андреевский флаг на броненосце был спущен, а вместо него поднят флаг румынского флота. Экипаж сошёл на берег. Все матросы мятежного корабля, осмелившиеся впоследствии вернуться в Россию, были преданы суду.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ