5 изобретений Ивана Кулибина, обессмертивших его имя

5 изобретений Ивана Кулибина, обессмертивших его имя

23 (10) апреля 1735, недалеко от Нижнего Новгорода родился талантливый инженер, архитектор и изобретатель Иван Петрович Кулибин. Он намного опередил своих современников, создавая невероятные, новаторские вещи, многие из которых были недооценены


«Дальнеизвещающая машина»

Opt.jpgОптический телеграф Кулибина представлял из себя устройство, передающее сообщение изменением положения реек. Каждому их положению соответствовала цифра или буква. Код придумал сам Кулибин. Для приёма сообщений из телеграфа приёмная станция должна была находится в прямой видимости от передающей. Оператор считывал сообщение и передавал его по цепочке дальше. Для того, чтобы сократить количество станций, их нужно было располагать как можно выше. Кулибин разработал для этого специальные башни.

В 1794 году Иван Кулибин на встрече с Екатериной II показал ей чертежи этого устройства. Императрице очень понравилась разработка талантливого изобретателя, но она велела все чертежи и наработки сдать в Кунсткамеру.

«Подъёмное кресло»

То, что Иван Кулибин называл «подъёмным креслом», сегодня называется лифтом. Механизм этого устройства действовал благодаря одному или двум крепким мужчинам, поднимавшие кабину подъемника огромными гайками, передвигающиеся по нескольким винтам, которые Кулибин установил в вертикальном положении. В своих личных записях Иван Петрович пояснил: «устройство должно подниматься и опускаться по перпендикулярной линии, но безо всякого притом опасного воображения; ибо вокруг тех столбов извивающиеся линии винтов утвердятся наикрепчайшим образом и составят некоторый род горы или фундаментальной лестницы, на чем вся тяжесть означенного корпуса, опираясь вверх и вниз с перевесом гирь для легкости, движется на колесах».

Это «подъёмное кресло» по велению Екатерины II было установлено в Зимнем дворце. Его использовали больше в качестве развлечения придворных, детей и гостей императрицы. По словам современников, «лифт» Кулибина был удобный и безопасный. После смерти Екатерины II шахту и механизмы «подъёмного кресла» застроили кирпичом, а потом о нём и вовсе — забыли.

Миниатюрные часы с театром

Chasi.jpg

В одном из залов истории русской культуры государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге до сих пор можно увидеть знаменитые часы, выполненные Иваном Кулибиным в форме яйца. Три долгих года мастер терпеливо и усердно собирал этот сложнейший часовой механизм, в который входило 427 деталей. Кулибин встроил в свои часы механизм боя и специальный музыкальный аппарат, который мог воспроизвести несколько мелодий. Но самое главное — изобретатель поместил в свой шедевр целый театр фигурок, в котором разворачивалось представление.

Устройство было выполнено из золота и украшено богатой чеканкой. Кулибин преподнёс эти часы в качестве подарка для Екатерины II.

«Самокатка Кулибина»

samokatka.jpg

В 1791 году Кулибин разработал самодвижущийся экипаж. «Самокатка Кулибина» двигалась от давления на педали двух человек, ещё двое пассажиров могли сидеть, удобно устроившись в креслах. По первоначальной задумке, повозка конструировалась с четырьмя колесами, но затем, дабы облегчить вес коляски и упростить механизм управления, Кулибин отказался от четвёртого колеса — конструкция стала трёхколёсной.

В «Самокатке Кулибина» использовались детали и узлы, присутствующие на современных автомобилях: коробку передач, сцепление, маховик, тормоза и подшипники качения. Один из людей, нажимающих на педали, мог отдыхать на ходу: благодаря маховику и сцеплению, экипаж некоторое время ехал по инерции. Самодвижущаяся коляска могла разгонятся до скорости 16 км/ч. Несмотря на такую высокую для своего времени скорость, коляска двигалась достаточно плавно.

По сохранившимся чертежам Ивана Кулибина была сконструирована действующая модель самодвижущегося педального экипажа, которая в данный момент находится в Политехническом музее.

«Водоход Кулибина»

Vodnik.jpg

Это судно Кулибин назвал «водоходом». Главная особенность этого корабля в том, что он двигался за счёт течения реки. На шхуне был установлен специальный механизм — большие деревянные водяные колёса, которые крутили барабан. На него наматывался канат с якорем, который постоянно забрасывался выше по течению.

Конструкция была не очень практичной — корабли шли достаточно медленно. Было задумано изготовить три версии «водохода», но только две из них были построены. Обе успешно прошли испытания. Однако, Екатерина II не увидела должного потенциала в практическом использовании этого изобретения и забраковала проект.


comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ