Новости политики

Читать все новости политики


Твиты пользователя @chelovekonline
читать все статьи

Водительские права в России будут выдавать по-новому

Водительские права в России будут выдавать по-новому
Фото: РИА / Павел Лисицын

С 5 ноября в России вступают в силу поправки, которые серьёзно меняют правила выдачи водительских прав. Мы собрали воедино информацию о всех нововведениях, которые ожидают будущих автомобилистов.

Согласно поправкам, например, количество категорий водителей увеличится до десяти, впервые вводится разделение на тех, кто водит «автомат» и «механику», а сдавать экзамены экстерном будет запрещено. Меняются правила лицензирования автошкол, а водителей-мигрантов обяжут получать российские права.

Новые категории прав   

Именно появление новых категорий транспортных средств и, как следствие, водительских прав стало главным нововведением. Число категорий увеличится до десяти, кроме того, появятся ещё шесть подкатегорий.   

Появится категория «М», обладатели которой уже с 16 лет смогут управлять мопедами и лёгкими квадроциклами. Ранее этими транспортными средствами можно было управлять вообще без прав. В категории «А» появится подкатегория «А1», куда попадут все мотоциклы с объёмом двигателя до 125 кубических сантиметров и максимальной мощностью до 11 кВт. Под категорию «B1» подпадут водители квадроциклов и трициклов. Отдельные категории прав появятся даже для водителей трамваев («Tm») и троллейбусов («Tb»). Остальные категории и подкатегории позволили сделать более детальное разделение транспортных средств в зависимости от их массы или наличия прицепа.   

При этом срочно менять действующие права водителям не придётся, это можно будет сделать по окончании срока действия ранее выданного удостоверения.   

Кроме того, законом впервые вводится разделение для автомобилей с автоматической и механической коробкой передач.   

Если будущий водитель проходил обучение на «автомате», то в правах у него будет специальная пометка «АТ». В этом случае управлять автомобилем с «механикой» ему будет запрещено. Впрочем, пока нет ни разработанных программ обучения для каждой категории, ни какого-либо наказания за езду на «механике» тем, у кого есть ограничения.   

Среди других важнейших новшеств — отмена сдачи экзамена после самостоятельной подготовки, то есть экстерном. Со вторника получить водительские права можно будет только пройдя курс обучения в автошколе.

Лицензия для автошкол   

В соответствии с сентябрьским законом «Об образовании» автошкола получила статус обычного учебного заведения, которому для осуществления деятельности необходимо получать лицензию. Это существенно ужесточило требования к ним. Помимо медицинского кабинета и места для питания у автошколы должна быть чёткая программа обучения и соответствующая ей материальная база. Выдавать лицензию будет ГИБДД после личного посещения организации инспектором.   

Недавно МВД подготовило проект постановления «О допуске к управлению транспортными средствами». В числе прочего оно определяет порядок экзаменовки будущих водителей.

Предполагается, что по итогам обучения в автошколе учащийся получит свидетельство о профессии водителя, без которого в ГИБДД у него не будут принимать экзамены. Сам порядок экзаменов, вопреки первоначальным предложениям, не изменится. От идеи разбить по времени сдачу теоретического экзамена и «площадки», от практической езды в городских условиях в итоге отказались.   

При этом часть полномочий по приёму экзаменов передадут самим автошколам. Речь пока идёт всего о 30 учебных заведениях на всю Россию, оборудованных компьютеризированными автодромами. Ученики таких школ будут сдавать теоретический экзамен и «площадку» не в ГИБДД, а в своём учебном заведении. Таким образом, в Госавтоинспеции у выпускника примут только практический экзамен по езде в городских условиях. Требования по качеству обучения в таких школах должны возрасти. Если выяснится, что процент тех, кто не сдал с первого раза внутренние экзамены, слишком высок (30 процентов для теории и 20 процентов для «площадки»), выпускникам этих автошкол придётся сдавать экзамены в ГИБДД наравне со всеми.   

Права для мигрантов   

Ещё одно нововведение: с 5 ноября все водители-иностранцы, занимающиеся на территории России профессиональной деятельностью, должны выходить на работу с российскими правами. В противном случае организацию, выпустившую в рейс такого водителя с национальными правами, планировалось штрафовать на 50 тысяч рублей. Авторы этой идеи отмечали высокое количество ДТП, совершаемых водителями-мигрантами, и зачастую их слабую водительскую подготовку. Например, многие сейчас вспоминают водителя-нелегала из Армении Грачью Арутюняна, который 16 июля этого года за рулём КамАЗа устроил в Подмосковье ДТП, в котором погибли 18 человек. После этого депутаты Госдумы заговорили о необходимости ещё большего ужесточения закона для мигрантов. Однако Госдума дала водителям-иностранцам отсрочку на полгода, до 14 мая. К этому сроку подготовка к экзамену и получение российских автоправ вполне реальны. Отметим, что получать водительские права российского образца придётся только тем, кто профессионально работает водителем. Обычным автомобилистам из других стран по-прежнему можно будет пользоваться своими национальными правами.

comments powered by HyperComments