Зачем России министерство по Северному Кавказу

Зачем России министерство по Северному Кавказу

В правительстве появилось новое министерство — по делам Северного Кавказа. Мы решили разобраться, чем будет заниматься новое ведомство

Фото: РИА / Михаил Климентьев
| Дарья Липина

12 мая Владимир Путин подписал указ о создании Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Кроме того, президент произвёл ряд кадровых перестановок. Главой нового министерства стал Лев Кузнецов, ранее занимавший пост губернатора Красноярского края. Северо-Кавказский федеральный округ ожидает смена полномочного представителя президента РФ — вместо Александра Хлопонина назначен командующий объединённой группировкой войск СКФО Сергей Меликов. Хлопонин при этом сохранил за собой должность вице-премьера.

Выделение самостоятельного ведомства по делам Северного Кавказа из Министерства регионального развития РФ и столь серьёзные перестановки во властных эшелонах продемонстрировали усиленное внимание Москвы к региону. Так чем же будет заниматься новое ведомство?

В соответствии с указом Владимира Путина Льву Кузнецову вверены реализация государственной политики РФ в сфере социально-экономического развития Северного Кавказа и координация федеральных программ. Кузнецову придётся решить ряд сложных вопросов по развитию экономики региона — например, обеспечить контроль за расходами федеральной части бюджета республик. Это подтверждают заявления главы администрации Кремля Сергея Иванова: «Его первоочередными задачами являются экономическое развитие Северо-Кавказского региона, решение проблемы занятости населения, привлечение инвестиций и, конечно, эффективное, бережное расходование бюджетных средств».

Кстати, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, с созданием нового ведомства завершилось формирование структуры управления тремя важными территориями — Дальним Востоком, Крымом и Северным Кавказом.

Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов считает, что учреждение Министерства по делам Северного Кавказа — это не сенсационное решение, а логичный ход руководства страны:

Tarasov.jpg«Решению образовать новое министерство — по делам Северного Кавказа — сопутствует несколько факторов. Известно, что раньше было Министерство национальности, которое проводило соответствующую политику. Успешно или не успешно, но в целом правительство признавало факт большого влияния национального фактора на ход событий в стране. Затем проблема межнациональных отношений была нивелирована, часть компетенций была передана Министерству регионального развития, и там работал всего лишь один департамент. Однако, по мере развития событий — глобализация, «арабская весна», сейчас серьёзные события на Украине — можно было спрогнозировать учреждение министерств, которые будут заниматься исключительно интересами одного региона. Хотя и сейчас это рассматривают как сенсацию, но в высших эшелонах власти уже давно существует проект восстановления Миннаца. И сейчас образование отдельного министерства по делам Северного Кавказа — это логичное продолжение этого проекта. Ведь очевидно, что национальный вектор начинает смещаться всё же на южном направлении. И появляется новая проблема по выстраиванию межнациональных отношений в одном конкретно взятом регионе. За период председательства Хлопонина стало очевидно, что решить проблему только извне, путём развития межэкономических связей и современной инфраструктуры, невозможно. Это, видимо, второй и третий этап, а не первичный этап. Поэтому создание Министерства по делам Северного Кавказа — это грамотный, выверенный шаг. Речь идёт, в первую очередь, об очень узкоспециализированной, тонко ориентированной деятельности федерального центра в направлении отдельного региона. Такое серьёзное решение должно стать образцом выстраивания межнациональных отношений, показать, как тонко выходить из системы межнационального противостояния, межнациональной конкуренции в зону общих интересов.

Другой вопрос — получится или не получится это всё сделать. Ведь у нас, как показала практика, специалистов по национальному вопросу можно по пальцам пересчитать. Много политологов, экспертов, конфликтологов, изучающих этот вопрос, но на поверку это выходит, что это модернизированная ленинско-сталинская политика. Когда крен делается в сторону национальных меньшинств и пренебрегаются интересы государствообразующего этноса. Я имею в виду русских и другие национальности, которые проживают на территории России. И об этом нельзя забывать».

Многие эксперты называют отставку Александра Хлопонина с поста полномочного представителя на Северном Кавказе ожидаемой: реализация больших экономических проектов застопорилась, конкретных результатов работы нет. Однако Тарасов считает, что во время представительства Хлопонина было допущено несколько ключевых ошибок. В частности, низкий уровень информационного сопровождения всей команды. В результате чего сложилась следующая ситуация: колоссальная работа проделана, но о ней никто не знает:

«Назначение Хлопонина представителем в этот регион — это было такое экспериментальное решение. Почти всегда полпредами становились местные чиновники, которые хорошо знакомы с ситуацией, знают проблемы региона изнутри. А Хлопонин прибыл со своими сотрудниками, отличными менеджерами, но, к сожалению, которые просто были не в теме. На изучение региональной специфики уходят годы, а в ситуации, когда действовать надо было уже вчера, такой подход не принесёт желаемого результата. Это первый момент. А второй момент — это то, что Хлопонин проигнорировал необходимость информационного сопровождения своей деятельности. Ему несколько раз посылали сигналы о том, что необходимо создать серьёзный канал-подкаст, федеральную газету, надо создавать возможность интеграции Северного Кавказа в информационное пространство России. А то у нас складывается такая ситуация, что мы знаем всё о ситуации на Украине, но ничего про то, что происходит непосредственно на российских территориях. Политики Кавказа вообще игнорируют эту составляющую, и в конечном счёте проигрывают. И сам Хлопонин проделал колоссальную, титаническую работу за время своего представительства, однако, что мы знаем о ней? Информационное сопровождение деятельности в этом регионе, развитие местного вещания — это очень важно. И новый министр, и новый полномочный представитель должны это понимать. Отмечу ещё, что очень удачный складывается тандем: полномочный представитель назначен из местных, это очень хорошо, это поможет выстроить правильный диалог».

Министерство Северного Кавказа формируется с целью распределения бюджетных средств. Полпредство не является распределителем бюджетных средств, у них нет финансовых функций. Поэтому от работы в тандеме — полпред в регионе и новое министерство — ожидают реальных результатов. В то же время и разделение функций между Министерством по делам Северного Кавказа и полпредством логично и позволит более эффективно бороться с коррупцией и терроризмом, которые мешают должным образом развивать сложный регион.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ