Новости СМИ2

Биомеханическая анатомия Ганса Гигера

Биомеханическая анатомия Ганса Гигера

Ушёл из жизни поистине неординарный художник и дизайнер, гений своего времени — швейцарец Ганс Руди Гигер. В нашем материале читайте его историю — от первых картин и выставок до предательства и «Прометея»


| Георгий Харюнин

12 мая ушёл из жизни Ганс Гигер — швейцарский художник (а позднее и дизайнер), специализировавшийся, в буквальном смысле, на картинах из будущего. Он создал невероятное количество завораживающих футуристических пейзажей и биомеханических существ, некоторые из которых стали частью мирового кинематографа и увековечены в известных многим фильмах. В нашей статье мы решили рассказать о том, чем видение Гигера привлекало таких же творческих людей, как и он сам.

Ганс Гигер был человеком, безусловно, талантливым, однако мало кто оспорит, что, как и большинство талантливых и одарённых людей, он был не от мира сего. В конце 70-х годов прошлого века он буквально ворвался в индустрию развлечений. Нет, на его счету нет огромного количества фильмов, в которых бы использовались его рисунки, но есть основополагающие вещи, которые брали за основу не один и не два режиссёра. Даже он сам не всегда понимал элементы своих произведений.

Giger4.jpg

Родился Гигер 5 февраля 1940 года. С детства юного Ганса привлекало всё тёмное и таинственное, однако «переключиться» на серьёзный настрой в этом отношении его заставил принесённый отцом (аптекарем) человеческий череп. Рисовать профессионально Гигер начал лет в 15. В 1959 году первый цикл его рисунков был опубликован в школьном журнале города, где он жил (цикл «Атомные дети»). Спустя всего 10 лет его творчеством начинают интересоваться поклонники. В это же время проводится первая серия его выставок. В 1967 году, ко всему прочему, Гигер снимает короткометражный фильм, название которого дословного можно перевести как «Убийца домов». Фильм этот получился донельзя странным. Многие до сих пор не понимают, что же автор хотел им сказать. В кадре зритель может наблюдать странного вида мрачную голову с завязанными глазами, вписанную в своеобразные песочные часы. Как только раздаётся звонок — перед нами появляется сам Гигер, который просто переворачивает часы, а на голову снова выливается подозрительной красноты жижа.

Менее чем через год выходит ещё одна короткометражка, так или иначе касающаяся Ганса Гигера. Её автор — Ф.М. Мюрер. Фильм целиком состоял исключительно из иллюстраций, когда-либо нарисованных Гигером. Всё это сопровождалось довольно-таки депрессивной музыкой. Эта лента не была завершающим экспериментом художника на пути к мировому господству. Он продолжал рисовать, а также готовил масштабное произведение, отнявшее у него практически два года. Фильм получил название «Сделано в Швейцарии 2069».

Заметьте, уже в этой картине на фоне самого Гигера, который снова появляется в кадре, можно увидеть прототип будущего Чужого.

Многие по ошибке считают, что кроме эскизов к будущим фильмам вселенной, придуманной Ридли Скоттом, Ганс Гигер в своей жизни для голливудского кино больше ничего не сделал. Это не так. Гигер появился в большом кино благодаря проекту, который, к сожалению, не увидел свет. Это очередная экранизация романа Фрэнка Герберта «Дюна», для которой художник придумал целый ряд интересных решений (в том числе и образ знаменитых кресел Харконенов). Во время подготовительного периода к съёмкам, которые так и не состоялись, Гигер познакомился с Дэном О’Бэнноном, который позднее выступил соавтором сценария фильма «Чужой». Именно Дэн передал Ридли Скотту альбом с рисунками Гигера, в котором тот нашёл рисунок с подписью «Necronom IV» — некое футуристическое существо, в котором режиссёр увидел образ кровожадного пришельца из далёкого космоса.

Giger5.jpg

Гигер был своего рода новатором, однако образ ксеноморфа, надолго «впаявшегося» в сознание зрителей, затем проявлялся во многих его работах. Ганс Руди Гигер был человеком упорным. Если он начинал работу над каким-либо проектом, он старался предложить максимум, готовил большое количество эскизов, буквально засыпал авторов фильмов своими идеями. Большинство из них, к сожалению, отвергались. Сценаристы, а также представители выпускающих студий считали видение художника-декоратора уникальным, однако странным и пугающим. Поэтому какие-то невероятные для того времени идеи так и оставались на бумаге. Кстати, помимо самого ксеноморфа, Гигер создал также дизайн инопланетного корабля, сам инопланетный корабль (относительно недавно мы могли его увидеть в триллере «Прометей» того же Ридли Скотта), а также комнату, в которой «хранились» яйца паразитов, хватавших людей за лицо.

После выхода на экраны «Чужого», как уже было написано выше, Гигер начал получать различные предложения о работе над новыми фильмами. К примеру, в 1982 году представители студии Universal обратились к дизайнеру для подготовки эскизов к будущему ужастику под названием «Турист», который, к сожалению, так и не увидел свет. Ганс Руди придумал и нарисовал чудищ из культового ужастика «Нечто» Джона Карпентера. Однако, тогда фильм прошёл мимо зрителей, а свой современный статус обрёл многим позднее. Гигера можно было «захватить» чем угодно — стоило только надавить на любопытство художника. Правда, поработать над сиквелом «Чужих» его так и не пригласили. Фактически, этот момент можно считать началом временного затишья в карьере Ганса Руди.

Ещё одной культовой работой для швейцарца стала японская картина «Токио: Последний мегаполис», которая увидела свет в 1987 году. Японцы пригласили знаменитого художника, чтобы тот создал различных чудищ. Правда, в итоге, несмотря на объём выполненной Гигером работы, его почерк в фильме не особенно заметен. Однако именно ему создатели фильма обязаны тем, что получилось. Его видение проекта стало основой для мрачной картинки.

Giger1.jpg

Спустя несколько лет пришло время для триквела «Чужого», над которым студия призвала поработать Дэвида Финчера. Видимо, именно он решил, что в команду нужно в обязательном порядке вернуть Ганса Гигера, ведь именно его оригинальные решения изначально и сделали удачной задумку. Здесь тоже шло не всё гладко — Гигер предлагал новые, интересные, по его мнению, решения, а студия их отвергала. Вы не поверите, но Ганс Руди умудрился нарисовать замечательнейший концепт-арт для бэтмобиля в фильме «Бэтмен навсегда». Его модель автомобиля супергероя настолько сильно отличалась от традиционных комикс-версий, что в итоге Тим Бёртон и Джоэль Шумахер отказались от затеи ввести её в фильм.

Giger9.jpg

Затем последовал знаменитый (и снова голливудский) триллер «Особь», на который Гигер потратил уйму времени. Как это нередко бывает, его идеи лишь частично были воплощены в жизнь. Авторы фильма заимствовали кое-что созданное художником, модернизировали и показали зрителю. Зритель, как вы понимаете, увидел на экране абсолютно не то, что задумывал Гигер. Возможно, это и стало последней каплей. Ганс Руди Гигер прекратил любое сотрудничество с производителями кино, потеряв веру в тогдашний кинематограф. Вероятно, он ощущал себя преданным и опустошённым. Вряд ли он считал себя непризнанным гением (хоть и являлся таковым), но обиду он всё-таки затаил. В кинематограф он вернулся вместе с картиной «Прометей» (своеобразным приквелом «Чужого»), до которой дошли руки у Ридли Скотта. Немолодой уже художник добавляет новых красок к истории, делает её более осязаемой и понятной для зрителя, возвращает на место то, без чего, по его мнению, новый фильм не мог бы существовать. Речь, конечно же, о столь любимой Гигером биомеханике.

Giger8.jpg

Не стало Ганса Руди 12 мая 2014 года. Быть может, сейчас голливудские воротилы поймут, что лишились человека, который подарил миру частичку будущего. Подарил её заранее, задолго до того, как это самое будущее пришло, и задолго до того, как к нему были готовы люди.

comments powered by HyperComments

последние материалы в разделе "Кино"