Когда нужно слушать советы в аптеке

Когда нужно слушать советы в аптеке

Что такое аптека — магазин или учреждение здравоохранения? Кто он, человек в белом халате, стоящий за аптечным прилавком? Можно ли слушать его советы или их нужно игнорировать?


Аптекарь: продавец или человек в белом халате?

В июне прошлого года в программе «Жить здорово!» Елена Малышева очень жёстко «прошлась» по работникам российских аптек, сравнив отечественные аптеки с магазинами. В частности, в передаче прозвучали такие фразы, как «Аптека — это магазин, задача которого — продать и заработать, и никакой другой» и «… задача аптеки — продать! Не становитесь жертвами, будьте умными», а также многие другие утверждения, доносящие до россиян, по сути, всего одну мысль — слушать советы в аптеке нельзя ни в коем случае!

in_1.jpgУ многих руководителей и работников аптек эта передача вызвала очень сильное неприятие. В частности, Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма» непосредственно после передачи написала директору Первого канала Константину Эрнсту гневное письмо с требованием принести публичные извинения за столь нелицеприятные слова в адрес российских аптекарей, заявив, что «высказывания телеведущей носят провокационный характер и расцениваются нами как оскорбление фармацевтического сообщества. Считаем данные действия нарушением профессиональной этики и отрицанием социального статуса аптечных организаций как учреждений здравоохранения».

Так кто же прав? И можно ли слушать советы в аптеке? Попробуем разобраться. И для этого в первую очередь нужно понять, что из себя представляют работники российских аптек: фармацевты, провизоры и врачи. Могут быть, кстати, ещё и студенты, например, проходящие практику или привлечённые на промоакции. Но они — персонал временный, поэтому о них говорить мы не будем.

Фармацевты и провизоры

Фармацевт — это человек со средним профессиональным образованием, окончивший колледж или техникум. Как правило, фармацевт получает диплом после трёх лет обучения, и уровень его знаний весьма невысок. Некоторые из фармацевтов, особенно опытные и получившие дипломы в советское время, действительно умеют и знают многое, но таких меньшинство. Молодёжь же, приносящая в аптеки свежеполученные дипломы, по большей части имеет весьма отдалённое представление о медицине и фармации. И посоветовать вам может только какой-нибудь препарат, увиденный в рекламе.

Провизор — это специалист с высшим образованием. Он пять лет проучился в фармацевтическом вузе и ещё год — в интернатуре при вузе. Уровень подготовки провизоров намного выше, чем у фармацевтов. Впрочем, качество обучения в отечественных фармацевтических вузах может сильно отличаться. Есть вузы, готовящие специалистов, соответствующих последним европейским стандартам, выпускников которых с удовольствием берут к себе на работу аптеки в Германии и в других странах ЕС. Есть вузы более слабые. Однако, в любом случае провизор имеет больший багаж знаний, чем фармацевт.

За прилавком в аптеке будет стоять один из этих двух специалистов. Однако, скорее всего, это будет фармацевт. Провизоров в России готовят намного меньше, при этом многие из них устраиваются на работу в фармацевтические компании. А оставшиеся работать в аптечной отрасли по большей части быстро становятся заведующими аптек, поэтому за кассой проводят не так много времени.

Врач в аптеке

В торговом зале аптеки могут присутствовать не только фармацевтические работники, но и врачи. Они могут выступать в качестве консультантов, объясняя схемы применения средств для похудения, косметических средств или других аптечных товаров. Стоит ли следовать советам этих врачей? Всё зависит от их квалификации. Это может быть и опытный врач, подрабатывающий в аптеке в силу жизненных обстоятельств, и неквалифицированный человек с врачебным дипломом, не способный вылечить никого в этом мире. Впрочем, в такой же ситуации вы оказываетесь и при посещении любой поликлиники или больницы — что платной, что бесплатной. Российский врач — это всегда лотерея. Никогда не знаешь, кто тебе выпал: заботливый почитатель Гиппократа, жадный последователь Мамоны или просто пустоголовое ничтожество. Однако, в любом случае присутствие в аптечном зале врача — это благо. И задать ему вопрос о своём лечении можно и нужно.

Откуда появляются советы

in_2.jpgЗадавая вопрос работнику аптеки, мы обязаны понимать, что его ответ зависит не только от его знаний, но и от того, какие указания он получил от своего руководства. Грамотный фармацевт, провизор или врач всегда правильно сориентирует вас по лекарству и даст указания по особенностям применения препарата, напомнит вам о противопоказаниях и возможной передозировке. Однако, если вы просите посоветовать вам тот или иной препарат, будьте готовы, что работник аптеки предложит лекарство с ценой существенно выше средней. Даже если вы прямо попросили дать самое дешёвое средство из имеющихся.

Причина очень проста: аптека — это коммерческая организация, и её сотрудники обязаны повышать средний чек. А если они не будут этого делать, то останутся сначала без зарплаты, а затем и без работы.

Поэтому, подводя итог, можно сказать, что следовать советам в аптеке всё-таки можно, но делать это нужно осторожно. Тщательно оценивая уровень знаний советующего вам что-то работника и понимая, что в вопросах цены рекомендации аптечного персонала часто будут лукавы.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ



I-2i> <""-- f