Плюсы и минусы многодетной семьи

Плюсы и минусы многодетной семьи

Психологи и социологи подчеркивают, что дети из многодетных семей — категория отдельная, и психология у них другая. А вот как им живётся — проще или наоборот, нам предстоит разобраться


В России — бэби бум! И уже не первый год. То ли государственные программы и политические призывы потихоньку делают своё дело, то ли социальное сознание «доросло» до желания иметь большую семью. Да и возможностей у наших соотечественников стало куда больше прежнего. Так почему бы не рожать?

Впрочем, психологи и социологи подчёркивают, что дети из многодетных семей − отдельная категория. Психология у них другая. А вот как им живётся — проще или наоборот, нам предстоит разобраться.

Наши бабушки говорили — «Надо рожать и нечего тут думать», «Один ребёнок — это не ребёнок», но у них была тоже своя психология, продиктованная социальными условиями того времени. Затем были особенно сложные времена, что и одного ребёнка приходилось не растить, а «тянуть». Сейчас все больше мамочек «идёт» за вторым и третьим малышом, не выходя из первого декрета. У них свои радости, и свои взрослые проблемы, а как на счёт детей?

Психология силы

zВоспитание детей в многодетной семье предполагает куда больше родительских сил. И финансовых, и моральных. Ребята, на глазах которых проходит весь семейный быт, довольно рано знакомятся со всеми его особенностями. Дети из многодетной семьи рано начинают принимать участие в формировании семейного бюджета, если не своими заработками, то своей экономией. Это качество может пригодиться в будущем, когда речь пойдёт о личных накоплениях и разумном ведении бюджета.

Также специалисты склонны считать дом, где много детей, ? самостоятельным микросоциумом. А это значит, что в нём действуют правила, порядки, законы, меры наказания и поощрения, которые дети постигают буквально с пелёнок. Теперь, представьте, силы, которые мы тратим, выводя одного ребёнка «в свет», можно пустить в какое-то иное русло. Ведь дети уже знают, как сосуществовать внутри «разношёрстного» коллектива.

Микросоциальные особенности решают ещё одну проблему — проблему занятости и игр. Нередко дети из многодетной семьи сильно замкнуты друг на друге. У них общие дела и интересы. Потому тяга поиграть где-то на стороне отпадает ещё на стадии формирования. Малыши всегда в хорошей компании для весёлой и разнообразной игры. Этот факт особенно важен для становления всей психической деятельности, а в особенности мышления и логики. Не будем забывать ? дети формируются, играя!

О подражании младших карапузов старшим и говорить не приходится. Они сразу попадают в среду, где есть на кого ровняться. И малыши обожают делать «так же, как он». Правда, в случае многодетности, в первую очередь усваиваются полезные навыки и умения, нежели негативные шаблоны поведения и шалости. Вот почему такие ребята всегда кажутся более самостоятельными и развитыми — их учит сама жизнь! На эту тему есть яркий пример. В детскую группу по гимнастике записывали малыша. Родители волновались: «А не сложно ли ему будет со старшими детьми?». Тренер ответил: «Смотрите сами, у нас ходит девочка того же возраста. Но она — третий ребёнок, сами понимаете. Пришла — и всё умеет!».

И действительно, таких деток видно — серьёзный взгляд, не по годам целеустремлённость и терпение, лёгкий, гибкий нрав. Они же знают, что многое действительно зависит от них, а если что, можно чуток и подождать. Ничего страшного.

Слабое звено

Воспитание детей в многодетной семье имеет и обратную сторону, которую необходимо учитывать, как составляющую социального и психологического портрета такого ребёнка.

Традиционно в первую очередь мы вспоминаем о недостаточном финансировании многодетных семей и вытекающих отсюда трудностях. Многие из деток упоминают, что по большому счёту не имеют собственной одежды и других вещей — всё приходится донашивать. Родителям такой подход удобен, а вот малышей заставляет чувствовать себя ущербными. Стесняться «поношенного» вида и невозможности выглядеть наравне со сверстниками. Эта проблема расцветает позже, к подростковому возрасту, но зачастую омрачает ни один год жизни детей из большой семьи.

Нередко личности ребят из больших семей присущи стеснительность и зависть. Эти качества могут породить озлобленность и даже асоциальное поведение. Естественно, о нём не приходится говорить в благополучных семьях, но подобный риск всё же существует.

Проблемы детей из многодетных семей включают в себя и недостаток родительского внимания. Фактически то, что называется «недолюбленностью», толкает малышей на неприятные поступки, связанные с попыткой обратить на себя внимание. Разрастаются психологические комплексы на фоне дефицита внимания и заботы. Причём, быть может, в реальности родители обожают всех своих детей одинаково. Но ситуация дефицита времени заставляет малышей воспринимать окружающую реальность с детским максимализмом и в тёмных тонах.

Наконец, серьёзной проблемой детей из многодетных семей является реальный недостаток образованности. Педагоги называют это явление педзапущенностью, когда интеллект и способности позволяют подростку блистать эрудицией, а он перебивается на самых низких оценках и не отличается прилежностью.

Рожать или не рожать, жить в большой семье или ограничиться формулой «папа-мама-я» ? личное дело каждой семьи. Однако дети, выросшие в индивидуальном микроклимате, большом или малом, будут нахваливать свою семью и дорожить в большинстве случаев её примером. Как идеал. Отсюда проистекает известная социологам приверженность семейным традициям. Иными словами, дети из малой семьи, скорее всего, ограничатся одним-двумя детьми, когда вырастут. Тогда как выходцы из большой семьи не видят ничего страшного в многодетности и активно влияют на демографическую ситуацию страны.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ