Школьная травля — выживает сильнейший

Школьная травля — выживает сильнейший

Следствие предполагает, что подросток, открывший 3 февраля стрельбу в московской школе № 263, мог быть объектом травли со стороны одноклассников 


| Марина Кожевникова

С явлением буллинга каждый из нас хорошо знаком. И если судьбу счастливо миновала подобная участь, то фильм «Чучело» известен нам с раннего детства. Итак, сегодня речь пойдёт о грубых и даже преступных отношениях в детской среде, иными словами — о детской травле.

Травля в школе, увы, — явление частое в современном мире. Мир детей жесток, а на пути взросления младшие школьники и подростки вынуждены неоднократно проверять свой характер, закаляться, учиться отстаивать мнение и идти в противовес большинству. Каждая из этих ситуаций является критической точкой, в которой проще всего может завязаться ситуация травли. Но, к счастью, это не обязательный сценарий, а «патологичный». Но и он присутствует в жизни детей настолько часто, что молчать об этом просто невозможно.

Кто становится объектом травли

Главным признаком потенциального изгоя становится его отличие от общей массы сверстников. Причём не так важно, по какому признаку он может оказаться в меньшинстве — толстые очки, узкие глаза, заикание, феноменальная память, слишком выраженная полнота или высокий рост, увлечённость собирательством марок или изучение четвёртого языка. Детская общность, где есть харизматичный лидер, всегда сможет завести толпу в интересную для него сторону. И часто ею становятся издевательство и унижение над сверстником.

zЕсли же у ребёнка есть выраженный внешний дефект или он слишком тих и производит впечатление не умеющего постоять за себя, то он автоматически попадает в зону риска стать объектом насмешек со стороны одноклассников. И, надо признать, редко какое детское окружение поскупится на обидные слова, жестокие шутки и унижения. 

Как начинается травля в школе

Бывает, что одной не отбитой словесной атаки достаточно, чтобы за ребёнком закрепилось обидное прозвище или его начали пародировать. Постепенно поведение сверстников обрастает всё более изощрёнными «подколами», а порой быстро переходит в методы силовой расправы.

Стоит ли говорить, что чаще всего «жертва» школьной травли нуждается в глубокой психологической реабилитации и физической защите. И так же очевидно, что не всегда помощь приходит своевременно.

Результатом подобных детских разборок являются надломленная психика обозлённых на весь мир подростков, плохая социализация, психосоматические заболевания и — вам это хорошо известно — детские самоубийства.

zУбрать проблему буллинга в нашем обществе, наверное, невозможно, но повлиять на притесняемого ребёнка и его обидчиков в каждой конкретной ситуации — наша главная обязанность. И мы можем многое! 

Как остановить травлю в школе

Чтобы разорвать порочный круг, и взрослым, и детям необходимо уяснить некоторые положения. Потому, если есть возможность, очень эффективно проводить подобные беседы со своим ребёнком или в детском коллективе. Как? Спокойно, не назидательно, но по-дружески. Дети не терпят нотаций и прекрасно воспринимают разговор «на равных».

• Видимое отличие обижаемого от группы становится лишь зацепкой, но не реальной причиной для притеснений.

• Реальная причина травли — это необходимость вымещать накопившуюся негативную энергию собственных обид и неудач.

• Жалость к «жертве» со стороны взрослых и публичные санкции обидчикам не остановят, а ещё больше разожгут конфликт.

Школьная травля — процесс двусторонний, в нём всегда активны и обижаемый, и обидчики. Потому примерить на себя роль «жертвы» могут подсознательно готовые к этому дети. Такая готовность вырастает из семейного неблагополучия, родительской «недолюбленности» и прочих негативных семейно-социальных шаблонов.

• Ситуация школьной травли не способна дать «хороший урок» обижаемому ребёнку. Потому родительское равнодушие и слова: «Ничего, он должен закалиться для взрослой жизни, научиться отстаивать себя!» — могут привести только к печальным последствиям — озлобленности, забитости, психосоматическим болезням и прочим неудачам.

• Несмотря на распространённость ситуации буллинга в детском коллективе, он не может являться нормой какого-либо общества и тем более не говорит о нормальном и закономерном развитии детской личности. Дети, развиваясь и пробуя «примерить» на себя взрослый мир, не должны при этом стремиться к жестокости и самоутверждению за счёт других детей. Подобное поведение является социальной дисгармонией и подлежит обязательной нормализации.

zНаблюдая школьную травлю, мы, взрослые, не должны оставаться равнодушными. Также мы не должны считать это явление закономерным, отмахиваясь: «Ну, наверное, он сам в этом виноват» или «Увы, такого ребёнка везде будут дразнить».

Равнодушие и отсутствие любви — самое страшное, что могут допустить взрослые по отношению к детям. Психологи советуют пресекать травлю в детском коллективе путём переключения внимания группы и занятием просветительской работой. Дети легко отвлекаются на что-то, что их по-настоящему интересует. Взрослому же остаётся лишь правильно нащупать для этого «ключик». 

Наблюдая эпизод издевательств, необходимо тут же включиться в работу и задействовать в этом как можно больше уровней — родителей всех участников, учителей, школьных психологов, — только сообща можно остановить травлю максимально эффективным образом.

Наконец, при запуске мощной работы с детьми и родителями не стоит стесняться называть вещи своими именами. Каждый участник агрессивных отношений должен знать, как называется то, что он совершает. Не баловство, не нежелание дружить, не «он — плохой» и не «он первый начал» — травля! У этого процесса есть своё жесткое название. И очень часто, понимая, что совершается не игра, а преступление, дети сознательно от него отказываются.


comments powered by HyperComments