Тренируем память ребёнка

Тренируем память ребёнка

Считается, что современные дети всё быстро забывают. Узнаем, почему у детей снижается память, и как её можно восстановить?


| Марина Кожевникова

Наша память — один из самых главных психических процессов. И не будут преувеличением слова, что именно благодаря ей человек обрёл свой интеллект и стал, собственно, человеком! Память контролирует развитие внимания, мышления, речи, воображения. А это значит, что она заслуживает к себе отдельного отношения — внимательного и бережного.

Развитие памяти у детей начинается задолго до рождения − в момент формирования головного мозга. Сразу после появления малыша на свет память начинает регулярные тренировки, совершенствуясь и развиваясь ещё многие годы.
У пожилых людей память ухудшается по вполне естественным причинам, но и в молодом возрасте можно столкнуться с подобными проблемами. Увы, как сложный и, по сути, базовый процесс, память может страдать даже у детей, ухудшаясь или не получая достаточного импульса к развитию.

Причины нарушения памяти у детей

Память у детей постоянно развивается, а значит, является очень уязвимой перед натиском неблагоприятных факторов. Среди них:

— сложная беременность и роды, родовые травмы ребёнка;

— длительные хронические заболевания, общая ослабленность организма, авитаминоз;

— травмы головы;

— отсутствие правильной стимуляции развития памяти;

— чрезмерная нагрузка на нервную систему ребёнка в связи с избыточным объёмом информации.

Все это способно ухудшить детскую память. Если решением проблем, указанных в первых трёх пунктах, занимаются врачи, то последние два фактора остаются в ведении психологов, педагогов и родителей. На них остановимся подробнее.

Развитие памяти у малыша

Так устроила природа — все функции организма ребёнка развиваются постепенно. Но грамотная стимуляция способна творить чудеса. Условно говоря, каждый процесс, будь то память, мышление, речь, можно «подстегнуть» для получения лучшего результата.

Когда малыш рождается, его память задействована по минимуму. Постепенно он учится обращать внимание на окружающие вещи, новые стимулы, соответственно, запоминая их. По сути, этот процесс связан с приобретением первого опыта, жизненно важного для ребёнка. К году жизни карапуз уже знает много важных вещей.

Но память не стоит на месте. К полутора-двум годам ребёнок запоминает все больше слов, приятных и неприятных для себя ситуаций и может сохранять в памяти впечатления двухнедельной давности. А к трём годам малыш уже многое знает и помнит, его уже «не провести».

Память старшего дошкольника и школьника сильно отличается по своему качеству, ведь ребёнок теперь откладывает в копилку не только то, что ярко, значимо и интересно: он учится запоминать образную информацию. По сути, с этого начинается полноценное школьное обучение. Дальше образная память потихоньку переходит в логическую. И вот подросток может схватывать и запоминать абстрактные единицы и сложные умозрительные структуры.

Чтобы развитие памяти у ребёнка шло хорошими темпами, этим необходимо заниматься. Существует множество интересных игр, упражнений и методик, помогающих ребёнку укрепить и развить мнемонические способности. Естественно, все они должны соответствовать возрасту.
Плохая память у ребёнка — явление очень сложное. Но это всегда сигнал о неких проблемах, которые необходимо решать с помощью врача или психолога. Впрочем, в последнее время малыши могут испытывать проблемы с памятью не только из-за слабой развитости, но и по причине хронических информационных перегрузок.

Не секрет, что идея раннего обучения прочно укрепилась в родительской среде. Это модно. И малыши буквально с пелёнок учатся писать, читать, считать, говорить на нескольких языках и играть на музыкальных инструментах. Прибавьте к этому обязательные «развивающие» занятия, садик и регулярный просмотр мультиков. В итоге мы видим картинку информационного «перекорма». Неудивительно, что дети демонстрируют ухудшение памяти, повышенную тревожность и прочие нарушения.

Раннее обучение «работает» прекрасно, но оно требует к себе пристального внимания и подходит не всем малышам. Избыток информации перегружает нервную систему, и она буквально «кипит» под натиском многочисленных упражнений. В итоге первой сдается память, отказываясь принимать в себя большие объёмы информации. Родителям кажется, что ребёнок «вообще ничего не может запомнить» или, что «у него в одно ухо влетает, в другое вылетает».

Это становится наиболее критичным в школе, когда появляется необходимость постоянно усваивать новую информацию, добиваться высоких результатов, стремиться успеть сразу по многим предметам...

Нарушение памяти у детей хорошо поддается коррекции. Но для этого необходимо придерживаться комплексного подхода, включающего:

— максимальное освобождение ребёнка от дополнительных занятий, особенно в вечернее время;

— соблюдение строгого режима дня с чередованием нагрузок и полноценным отдыхом;

— организацию приятного творческого досуга;

— минимизирование времени, проводимого у телевизора и компьютера;

— занятия физкультурой (дыхательные упражнения, аэробные нагрузки);

— общий курс массажа;

— поливитаминную профилактику (после консультации с педиатром);

— регулярные упражнения для улучшения памяти.

Поиграем?

Если вы хотите заняться тренировкой памяти у ребёнка, то кроме специальных упражнений вы можете пользоваться очень простыми и эффективными играми, не требующими специальных условий.

Игра 1. Отправляясь гулять с малышом или во время поездки на транспорте, старайтесь запомнить как можно больше вывесок. Читайте вслух вывески, которые вам попались, а в конце прогулки попросите ребёнка перечислить то, что он запомнил.

Игра 2. Очень эффективно описывать по памяти человека или предмет. Договоритесь с ребёнком рассмотреть какой-нибудь объект, а затем максимально точно описать его. Если ребёнок испытывает сложности, вы всегда поможете ему наводящими вопросами.

Игра 3. Подготовьте заранее 10 коротких слов (лес, стол, кот, дом...) и прочитайте их ребёнку. Через 1 минуту попросите припомнить эти слова. Если возникают трудности, можно сократить время повтора до 30 секунд.

Очень важно, чтобы игры «работали» на положительных эмоциях. А это значит, что они должны быть интересными, яркими и не вызывать ни у кого раздражения и обид.

Всё получится!

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ