Новости здоровья

читать все новости здоровья

Твиты пользователя @chelovekonline
читать все статьи

Дети-Маугли. XXI век

Дети-Маугли. XXI век

Вы когда-нибудь задумывались, что Маугли можно встретить не только в волчьей норе, но и в обычной городской квартире?

Феномен человеческих детенышей, воспитанных дикими зверями, известен давно. Чаще всего таких малышей находили в Индии — теплый климат и изобилие пищи в джунглях давали младенцам шанс выжить. Однако спасенные Маугли не умели ни говорить, ни ходить, ни общаться с людьми — выли по-волчьи, подражали повадкам и голосам обезьян, птичьим крикам. В доречевом периоде у них произошел импритинг (фиксация образа родителей), своими родителями и — как следствие — образцами для подражания несчастные дети считали животных. Современные дети-Маугли не живут в берлогах, их воспитывает... телевизор.

Гувернер на транзисторах

Ни для кого не секрет, что мерцающий голубой экран стал идеальной няней во многих современных семьях. Посадила мама годовалого малыша в гостиной, дала ему пульт, или поставила на компьютере мультики — а сама отправилась хлопотать по хозяйству, обед готовить, с подружками болтать. Экономится драгоценное время, ребенок не плачет, не хулиганит и не отвлекает родителей... а спустя два-три года ему ставят задержку речевого развития или гиперактивность, жалуются в саду: ваше чадо не умеет общаться с детьми, грубит воспитателям. Неудивительно — ведь основным собеседником малыша был ящик, набитый проводами.

Первые годы жизни — период формирования индивидуальности, закрепления правильных навыков. Мальчики копируют пап и дедушек, девочки следуют примеру мам и бабушек, воспроизводят их слова, поступки, деятельность. Мама варит суп — дочке нужно побренчать ложкой по кастрюльке, сокрушенно вздыхая «опять пересолила». Папа забивает гвоздь — сын повторяет за ним, нежным голоском воспроизводя все, что сказал отец семейства, стукнув себя молотком по пальцу. Ребенок учится спорить и договариваться, отстаивать свое мнение и подчиняться родительской воле. Из разговоров и дискуссий, прочитанных вместе книжек, стихов и песен складывается персональный словарный запас. Семейное воспитание делает «человеческого детеныша» личностью.

Мама на батарейках

Общение «оффлайн» учит ребенка выражать свои чувства и принимать любовь близких, необходимую для нормального развития. Эксперименты на приматах и наблюдение за пациентами Домов Малютки доказали, что недостаток контакта с матерью приводит к серьезному психологическому расстройству, которое называют нарушением привязанности. Впоследствии это может привести к патологиям социального и сексуального поведения. Телевизор и компьютер становятся для детей электронными суррогатами родителей — так, в эксперименте маленьким обезьянкам предлагалось искать утешения у обтянутого шкурой чучела с грелкой внутри.
Психологи и педагоги совершенно правы, запрещая детям до 3-х лет смотреть телевизор и сидеть за компьютером, а более старшим предлагая ограничивать время просмотра 15 минутами в день. Однако реальность вступает в конфликт с рекомендациями — телевизоры, компьютеры и игровые приставки есть практически в каждом доме, и если у родителей не хватает времени на общение с детьми, его не хватит и на жесткий тайм-менеджмент. Как минимизировать вред «электрической няни»?

Краски, сказки и игра

kraskiСделать просмотр телепередач совершенно безопасным, увы, невозможно. Однако установить для этого занятия разумные рамки вполне реально. Чтобы уберечь глаза и нервную систему детей, ограничивайте общее время, проведенное у экрана, часом-полутора для дошкольников, двумя для младших школьников и тремя — для средней школы, обязательно разбивайте просмотр на 3-4 периода с «переменами», посвященными общению, отдыху и разминке. Убедитесь, что ребенок сидит не ближе метра к телевизору или монитору, источники света не отражаются от экрана, слепя глаза. Прекращайте просмотр минимум за час до сна, чтобы нервное возбуждение спало.

Используйте телевидение и компьютер как повод для общения с ребенком. Спрашивайте, что именно ему хотелось бы увидеть, в какие игры поиграть. Хотя бы изредка смотрите фильмы и передачи вместе с малышом, делитесь впечатлениями в процессе просмотра, приглашайте сверстников ребенка поглядеть с ним новинки. Обсуждайте увиденные сюжеты, задавайте вопросы, пробуйте вместе «досочинить» историю Красной Шапочки или Шрэка. Поощряйте ребенка рисовать, лепить, строить из Лего любимых героев, сцены из мультиков или фильмов — это развивает мелкую моторику и отвлекает от экрана. Играйте с ним в «Смешариков», «Трансформеров» или «Винкс» и не стесняйтесь изображать миленькую фею или грозного боевого робота.

Обязательно контролируйте, что, когда и сколько смотрит ребенок, убедитесь, что в компьютере нет выходов на порносайты, а в телевизоре — каналов «для взрослых». Не позволяйте бесцельно «зависать» в Интернете или щелкать кнопками пульта. Выбирайте научно-популярные, познавательные фильмы и обучающие передачи, используйте их для бесед на заданную тему. Маленький ребенок не обязательно поймет, почему птицы перелетают за тысячи километров или может ли быть вода на Марсе, но полученная информация закрепится у него в голове на всю жизнь.

Из Маугли в человека!

Удачный способ совместить приятное с полезным — просмотр мультфильмов и детских передач на иностранном языке, с субтитрами. Дети схватывают язык буквально на лету, с удовольствием запоминают словечки, экспериментируют со словотворчеством, смешивая русский с английским или японским. Малыши — прирожденные филологи, лингвистические игры помогают им развивать творческие способности. Главное, не забывайте — «электрическая няня» не более чем суррогат. Чем больше у ребенка собеседников, друзей, хобби, интересных занятий, общения с мамой и папой, тем меньше времени достанется коварному телевизору. Очень скоро ваш малыш станет развитым, образованным, любопытным. И участь Маугли ему не грозит!

Оставить комментарий:

* комментарии перед публикацией модерируются редакцией