Новости СМИ2

Как выжить в метро

Как выжить в метро

В этой статье мы расскажем вам, как выйти целым и невредимым из чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти в самом популярном виде общественного транспорта - метрополитене

Фото: РИА / Константин Родиков

Первая электрифицированная линия метро была открыта в Лондоне 18 декабря 1890 года. Сегодня большой город без метрополитена представить невозможно: он прочно вошёл в ежедневное расписание миллионов людей.   

«Метро – это потенциально опасный вид транспорта», – напоминают нам информационные листы со стен. Правила поведения в метро сообщат вам, что нельзя находиться на эскалаторе босиком и ездить в грязной одежде, а также что стоять надо справа, а проходить слева. Однако что делать в чрезвычайной ситуации – например, при падении на рельсы – там почему-то не упоминается. Далеко не каждый человек знает, как себя вести при критических обстоятельствах, даже если он пользуется метро каждый день. Портал «Человек Онлайн» даст вам несколько практических советов.   

Metro_eskalator.jpg1. Потенциальная опасность метро начинается с эскалатора. Опасностей тут две – упасть с него и зацепиться одеждой. Страшилки об адских эскалаторах, которые перемалывают людей, аки мясорубка, не имеют под собой реальной почвы. Посмотрите сами: в эскалатор никого не может затянуть ни рукой, ни ногой, ни даже пальцем, там элементарно нет места. Единственная настоящая трагедия с участием эскалатора в московском метрополитене произошла в 1982 году на станции Авиамоторная. Однако даже там никого не перемололо: все пострадавшие и погибшие стали жертвами давки после того, как эскалатор слетел с тормозов и под собственной тяжестью поехал вниз. Сейчас используется совершенно другая конструкция тормоза и, в принципе, повторение такой ситуации невозможно, однако чем чёрт не шутит: если чувствуете, что эскалатор начинает неестественно разгоняться, перемахивайте через перила на соседнюю лестницу или, в крайнем случае, на балюстраду. Все, кто поступил так на Авиамоторной, остались живы, несмотря на то, что балюстрада проломилась (не была рассчитана на такой вес) и люди попадали на бетонный пол машинного отделения с высоты двух метров. Отделались ушибами и вывихами, что предпочтительнее, чем попасть в давку, не правда ли?   

2. Не подвергайте себя ненужной опасности из-за собственной беспечности: придерживайте полы длинной одежды и не спускайтесь в метро в свисающих шарфах и платках. Проверяйте шнурки на обуви. Шарфы – главная опасность. Вы же не хотите повторить печальную судьбу балерины Айседоры Дункан, которую удушил собственный шарф, попавший в колесо автомобиля?.. За шнурок или подол платья вас, конечно, не затянет в эскалатор, в крайнем случае – получите дырку на одежде, но из-за этого вы можете упасть и столкнуть окружающих. Падать с высокой движущейся лестницы – огромный риск. По этой же причине не поднимайте ничего, упавшего на ступени, дождитесь, пока доедете вниз.   

3. Есть статистика, что в московском метро из-за падения на рельсы ежегодно гибнет 130-150 человек. Примерно половина из них – самоубийцы, но остальные могли бы спастись, если бы соблюдали несложные правила безопасности.   

В идеале будет не упасть на рельсы вовсе. Поэтому никогда не стойте у самого края платформы, особенно в часы пик. Не заходите за ограничительную линию, пока не открылись двери поезда. И вообще не теряйте бдительности: в ожидании состава стойте не лицом к путям, а немного вполоборота, чтобы видеть обстановку на станции. Мало ли что может произойти – скажем, вас может толкнуть пьяный человек, мимо может пробежать расшалившийся ребёнок…   

4. Если вы всё-таки упали, начинайте действовать сразу же, как бы близко ни был в это время состав. Человек, упавший на пути, всегда может лечь на пол (в такую канавку между рельсами) и прикрыть голову руками. Ложиться надо обязательно головой к поезду, чтобы на вас не задралась одежда в противном случае. Да, это очень страшно. Однако реальной угрозы для жизни нет. Поезд накроет вас, не причинив вреда, а потом вам помогут работники станции. Так что если состав приближается или при падении вы получили травму, смело ложитесь ничком.   

5. Ни в коем случае не старайтесь забиться под платформу! Во-первых, это бесполезно, а во-вторых – там проходит контактный рельс. Обратите как-нибудь внимание ради интереса: он накрыт таким ярко-жёлтым защитным кожухом, его сразу видно. Но это сверху. А снизу кожуха нет, и на рельс подаётся напряжение 825 вольт. Это верная смерть, так что держитесь от него подальше в любом случае.   

6. Если поезд ещё далеко и есть время на самостоятельные действия, не пытайтесь выбраться на край платформы. Все из-за того же контактного рельса – это раз. Во-вторых, выбраться без посторонней помощи будет трудно, и вы рискуете утянуть помогающего к себе на рельсы. В любом случае вы потеряете драгоценное время. Есть вариант проще: бегите вперёд. По ходу поезда. Видите, на стене такая полосатая рейка? Можете остановиться и выдохнуть – как только вы пересекли эту границу, вы в безопасности: состав всегда останавливается, чуть-чуть не доходя до неё. Теперь скорее ищите технический выход: на всех станциях есть такая неприметная лесенка неподалеку от этой рейки. По ней вы сможете подняться на платформу. Если лесенки по каким-то причинам нет, попросите людей на платформе позвать дежурного по станции, он вам поможет. Где его искать? Ну вот же тётенька у эскалаторов сидит. Сами оставайтесь на месте, вы в безопасности: машинист вас обязательно увидит.   

7. Если вы стали свидетелем того, как человек упал на рельсы, пошлите кого-нибудь из окружающих за дежурным, а сами подскажите упавшему, как себя вести, если видите, что он растерялся. Также надо будет подать знак машинисту приближающегося поезда: пусть кто-нибудь встанет у края платформы и размахивает чем-то ярким, чтобы машинист начал экстренное торможение.   

Как видите, практически любая ситуация, которая может случиться в метро, предусмотрена заранее. Правила безопасности написаны не просто так: они работают безотказно. Держите их в голове – и останетесь целы при любых обстоятельствах.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ