Курс на Восток

Курс на Восток

Связи с Востоком стали приоритетом для Москвы, Запад уже не привлекает своей «цивилизованностью». Поворот в стратегическом мышлении Кремля подкреплён успешным визитом Владимира Путина в Китай. Событием дня стал контракт «Газпрома» с корпорацией CNPC на $0,4 триллиона

Фото пресс-службы Президента России
| Игорь Самусевич

Среди рекордного количества соглашений, подписанных между РФ и КНР в ходе саммита азиатских стран в Шанхае, — крупнейший за всю историю российско-китайских отношений энергетический контракт. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и глава CNPC Чжоу Цзипин закрепили договорённость о поставках в КНР природного газа сроком на 30 лет. Ежегодно по восточному маршруту Китаю будет обеспечено до 38 миллиардов кубических метров газа. Условия контракта включают пункт «бери или плати» (take or pay).

Цена за тысячу кубометров, ставшая камнем преткновения в торгах газовых гигантов в первый день саммита, не разглашается. Официальные лица ссылаются на коммерческую тайну. Однако, по данным источника «РИА Новости» в российской делегации, сумма ближе к той, на которой настаивала Москва, чем к той, которую хотел бы получить Китай.

«Цена газа по контракту — выше 350 долларов», — сказал источник РИА.

Поставки сырья планируется начать через 4—6 лет, самое раннее — в 2018 году. Вначале Россия и Китай инвестируют в развитие месторождений и газовой инфраструктуры Восточной Сибири, причём 55 миллиардов долларов вложит Москва, а как минимум 20 миллиардов — Пекин. Это будет крупнейшая стройка в мире, и работа «начинается прямо завтра», отметил сегодня Владимир Путин. Алексей Миллер уточнил, на что будут израсходованы свыше 75 миллиардов долларов:

«Это не только газодобыча — это и газохимия, это гелиевый завод, это новые предприятия, новая инфраструктура, тысячи рабочих мест — без всякого преувеличения, тысячи современных высокотехнологичных рабочих мест и развитие инфраструктуры, — перечислил глава «Газпрома». — Это инфраструктура, которая будет использоваться не только газовиками и транспортниками, но и местными властями для других отраслей».

Серьёзные вложения обернутся для России крупной прибылью. Миллер назвал общую стоимость контракта: около 400 миллиардов долларов получит российская сторона за весь срок. Президент России Владимир Путин позже сообщил, что цена привязана к рыночной цене на нефть и нефтепродукты и удовлетворяет обе стороны.

Следует признать, что переориентация на Восток, которая сулит широкие перспективы сотрудничества не только с Китаем, но и с Японией, и Индией, и странами АСЕАН, спровоцирована антироссийскими санкциями Запада. Станет ли двухдневный саммит в Шанхае отправной точкой революции во внешней политике РФ, покажет время. Возможно, мы ещё поблагодарим политиков ЕС и США за то, что они вынудили Россию наконец вспомнить о своей евроазиатской идентичности.

Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, так прокомментировал подписание газового контракта с КНР:

Ushkov.jpg

«400 миллиардов долларов — это определительная цена, потому что, если (председатель правления ОАО «Газпром» Алексей) Миллер говорит о том, что стоимость кубометров — это коммерческая тайна, то, естественно, ровно 400 миллиардов — это не реальная стоимость контракта. Это округлённая, приблизительная сумма. В дальнейшем, конечно, цена будет известна, но пока говорить о том, какая конкретно стоимость за тысячу кубометров газа, не приходится — данных о сделке совсем мало. В среднем, цена действительно, составляет — 350$, но здесь не учитывается ряд моментов. А конкретную сумму, прописанную в контракте, мы узнаем только тогда, когда начнутся поставки — в 2019 году. Тогда в статистике Китая, в ввозных данных будет отображаться действительный объём газа. Однако не исключено, что произойдёт какая-то утечка и нам станет известна приблизительная стоимость контракта. 

Почему сами переговоры шли так долго, и почему именно в двухдневный визит президента Путина в Китай этот контракт был подписан? Ответ, вполне себе прагматичен. Потому что Китай хотел максимально снизить стоимость, воспользовавшись кризисом отношений России и Запада и заявлениями европейцев о том, что они хотят отказаться от российского газа. Здесь Китай стал давить и говорить, дескать, мы станем для вас новым крупнейшим рынком сбыта, поэтому давайте делайте нам скидку. До событий на Украине у «Газпрома» были очень хорошие переговорные позиции, потому что Китай наращивает потребление энергоресурсов и, в частности, подготовил программу перехода на газ всей своей энергетики и промышленности. В КНР очень большое потребление угля и это вызывает экологические проблемы. 

Мы видим, что Китай предпринимает попытки перейти на более экологически чистое топливо, в частности, на газ. Кроме того, закупкой газа у России, Китай решает свои геополитические проблемы — обеспечивает свою энергитическую безопасность. Сейчас поставки идут с Ближнего Востока через Малаккский пролив, а если там происходит какой-то конфликт, то это приводит к прекращению поставок СПГ. А подписанный двумя странам контракт, говорит, что постаки газа из России в Китай будут осуществляться напрямую. Россия для Китая — это гарантированный источник газа и, тем самым, КНР сводит риски к минимуму. Российский газ будет сразу поступать в районы потребления — на восток Китая и в этом плане позиции России очень сильны.

Украинский кризис спутал карты «Газпрому» и Китай начал активно давить на то, чтобы снизить стоимость российского газа, но в итоге стороны пришли к соглашению. Какая конкретно сумма стоит в контракте мы узнаем чуть позже, но для «Газпрома» было принципиально не допустить того, чтобы газ для Китая стоил меньше, чем для европейцев. А средняя цена для ЕС на 2013 год — 380$ за тысячу кубометров газа, по прогнозам на 2014 год цена составит 365$ за тысячу кубов. «Газпром», вероятно, попал именно в этот коридор, от 350$ - 400$. Потому что если бы Китаю сделали скидку и стоимость была бы ниже европейской цены, соответственно Евросоюз потребовал бы снижения цены для себя. В такой ситуации «Газпрому» было важно, чтобы и у тех, и у тех не было никаких претензий. 

Ресурсная база и инфраструктура для поставки газа в Китай будут создаваться полностью с нуля. Первое месторождение, которое будет запущено «Газпромом» для поставок газа — Чаяндинское месторождение в Якутии. Там будет построен газопровод «Сила Сибири», который по оценкам будет стоить 30-40 миллиардов долларов. В данный момент там идёт подготовка к запуску месторождения, но ещё нет точной схемы — как будет реализован газопровод. Кстати одним из рычагов давления России на Китай на переговорах стал ещё тот момент, что если бы КНР отказался бы от заявленной цены, «Газпром» направил бы свой газопровод к уже существующему, нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) и по нему во Владивосток, а потом и в другие страны Азиатско-Тихоокенского региона.

На освоение Чаяндинского месторождения и строительства газопровода «Сила Сибири», Россия получит предоплату у Китая — 25 миллиардов долларов. Возможно, что есть и предварительные соглашения о кредитах со стороны КНР и, я думаю, что в дальнейшем мы их увидим. Сейчас ещё стоит вопрос — пошёл ли «Газпром» на встречу китайцам по вхождению в сам проект? До последнего времени считалось, что газопровод «Сила Сибири», завод «Владивосток СПГ» и месторождения Восточной Сибири «Газпром» будет разрабатывать самостоятельно. Возможно, что Миллер пошёл на встречу китайской стороне и пообещал долю в проекте, но если это так, то это беспрецедентный случай, потому что «Газпром» никогда не пускал китайцев в свои добычные проекты.

Итак, Россия получит 25 миллиардов долларов предоплаты, потом, возможно, эта сумма вырастет, ну и взять кредиты у китайских банков «Газпрому» не составит никакого труда. Не зря (глава госкомпании «Роснефть») Игорь Сечин сообщил о том, что в ходе переговоров Россия заявила, что отменит НДПИ для тех месторождений, с которых будет поставляться газ в Китай. Это означает, что уступки, сделанные для КНР, пойдут не в ущерб бюджету «Газпрома», а в ущерб бюджету России. То есть это такое свооеобразное субсидирование государством «Газпрома».

Я думаю, что если бы переговоры прошли не по сценарию Путина, то контракт бы не был подписан. Явно, что в последние два дня (саммита СВДМА в Шанхае) он лично контроллировал процесс переговоров. Не стояла задача подписать контракт с Китаем любой ценой. Путин, как человек, которому свойственна логика и психология бизнесмена, не стал ради политических целей, показывать европейцам, что вот — у нас теперь есть выход в Китай по сбыту газа. Путин прекрасно понимает, что этот контракт с Китаем подразумевает новую ресурсную базу, новый поток инвестиций, развитие регионов страны. Поэтому говорить о том, что Путин в ущерб интересам России добился подписания этого соглашения, не приходится. 

Контракт на такую большую сумму — хороший знак для России, потому что это создание рабочих мест, создание новой инфраструктуры, такой своеобразный толчок экономики, потому что логика нашего правительства, особенно в последние годы, заключается в том, чтобы запускать какие-то мега-проекты, которые должны за собой подтянуть экономику вверх».

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ