«Золотая Маска» столицы

«Золотая Маска» столицы

В четверг в Москве объявили номинантов престижной театральной премии «Золотая Маска». Фестиваль пройдёт в начале весны, но некоторые спектакли-номинанты можно увидеть прямо сейчас


Главная театральная премия страны стартует только в марте, и расписание её появится ещё не скоро. Однако номинанты уже объявлены. По традиции больше половины спектаклей конкурса выпущены в Москве. Поэтому, пока не начался ажиотаж вокруг билетов (ведь на «Маску» приезжают театралы со всей страны), успейте посмотреть лучшее из лучшего. В нашем обзоре — самые громкие постановки, номинированные в категориях «Лучшая драма», «Лучшая опера», «Лучший балет».

«Добрый человек из Сезуана»

Место проведения: Театр им. Пушкина
Дата: 18, 19, 24 февраля

dobriy-chel.jpg

Фото: http://www.teatrpushkin.ru/

Юрий Бутусов — питерский режиссёр, которому в вину ставят китч, и китч же определяют как самое главное достоинство его стиля. В основном он сотрудничает с «Сатириконом», однако в прошлом сезоне выбрал Театр им. Пушкина. Бутусов переиначил Брехта и поставил социальную пьесу «Добрый человек из Сезуана» так, как до него не делал никто. Легендарный любимовский спектакль на Таганке — совсем другой. Он про мотивацию революций и последствия «совка». Бутусов же вынес на поверхность вечную тему: почему на Земле так трудно и даже опасно любить и прощать. Общество никогда не жалеет слабых, а слабый — это как раз тот, кто любит. Проститутка Шен Те (её играет Александра Урсуляк, номинированная на «Маску» как лучшая актриса) полюбила. Но чтобы её не «съели» враги и друзья, почувствовавшие в ней слабость, ей пришлось притвориться двоюродным братом. Только его они слушали, только ему подчинялись.

Избыточный (тот самый китч!) стиль Бутусова в этом спектакле гораздо сдержанней. Даже декорации Александра Шишкина (постоянного соавтора режиссёра) минималистичны! Главное здесь — актёрские работы. Так что не пропустите!

«Евгений Онегин»

Место проведения: Театр им. Вахтангова
Дата: 12, 24, 25 февраля

onegin.jpg

Фото: http://www.vakhtangov.ru/

Новый вариант главного русского романа предложил москвичам Римас Туминас, худрук Театра им. Вахтангова. Его работа — та самая энциклопедия русской жизни. Все национальные пороки и добродетели — как на ладони, добавьте к этому фирменную туминосовскую изысканность и добрый юмор. И вот уже «дураки и дороги» кажутся привлекательными. Татьяна в этом спектакле — главная героиня. И это несмотря на то, что Онегиных у Туминаса целых два: молодой (его играет Виктор Добронравов) и старый (Сергей Маковецкий). Тем самым режиссёр подчеркнул никчемность русского народного денди, его вторичность (как известно, Онегин считал за образец героев французских романов). Татьяна же — суть и смысл существования, истина, добродетель, любовь. Всё в ней совершенно и всё светло. Безупречны в спектакле и сценография Адомаса Яцовскиса, и музыка Фаустаса Латенаса, и костюмы Марии Даниловой... Не проникнуться ностальгией по навсегда ушедшей России после спектакля невозможно. И не нужно.

«Идеальный муж»

Место проведения: МХТ им. Чехова
Дата: 2, 3, 12 февраля

Idealnij_muzh.jpg

Фото: РИА / Сергей Пятаков

Самый скандальный режиссёр столицы, безусловно, — Константин Богомолов. Над его работами ломают головы критики, зрители чётко делятся на два лагеря — фанатов и ненавистников. Спектакль якобы по роману Оскара Уайльда произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Режиссёра обвинили во всех смертных грехах и даже приписали оскорбление чувств верующих. Однако очереди в кассу МХТ за билетами на «Мужа» короче не стали. Если вы понимаете язык провокаций и любите политическую сатиру в театре, не пропустите эту работу. Она — о продажных политиках, о лживых отцах Церкви, о двойной морали, о молчаливом обществе и тотальной пошлости. В общем, о сегодняшней России. Герои живут здесь и сейчас (от Уайльда осталась только сюжетная канва про высшее общество и интриги). И потому рекламные заставки майонеза и живые исполнения блатных хитов очень даже к месту. Этот спектакль — яростный манифест против нашего «сегодня». Он заставляет не только смеяться, но и думать: кто мы, зачем и где. Играют, кстати, исключительно звёзды МХТ: Марина Зудина, Игорь Миркурбанов, Алексей Кравченко, Дарья Мороз и др.

«Участь Электры»

Место проведения: РАМТ
Дата: 7 февраля

electra.jpg

Фото: http://ramt.ru/ 

Худрук молодёжного театра осуществил, пожалуй, самый амбициозный свой проект — поставил четырёхчасовой спектакль по трилогии нобелевского лауреата по литературе (1963 года) Юджина О’Нила. В основе — история американской семьи, в которой любовь и убийство испокон веков означали одно и то же. Не впасть в мелодраму, пытаясь изобразить трагическую страсть или чудовищные комплексы главных действующих лиц, сложно. Но Бородину и его команде — удалось. Его актёры играют очень сдержанно. В декорациях Станислава Бенедиктова (на сцене возвышается огромный и жутковатый дом семьи Мэннонов, цветов в нём только два: чёрный и серый) их игра выглядит ещё убедительнее. Ближе к финалу в живых не останется никого из Мэннонов — они в буквальном смысле поубивают друг друга. И будет казаться, что этот самый мёртвый дом вступил в свои права окончательно. Или семья, построенная на ненависти, неудовлетворённых амбициях и обмане, сожрала самою себя.

«Москва — Петушки»

Место проведения: Студия театрального искусства
Дата: 8, 22 февраля

petushki.jpg

Фото: http://www.sti.ru/ 

Поэму Венички Ерофеева не ставил только ленивый. Однако никогда ещё за неё не брался такой театральный аскет, как Сергей Женовач. В его работах никогда не слышалось мата, они всегда были светлы и прекрасны. И вдруг — Веничка, с его одой пьянству и пространными размышлениями о душе человеческой. Однако Женовачу удалось сделать невозможное: из уст его актёров и Ерофеев слушается, как Диккенс и Достоевский. И мат не кажется пошлостью, и маргинальные герои не выглядят отталкивающе. Герой Венички (его играет Алексей Вертков, номинированный на «Маску» как лучший актёр) бесконечно одинок в собственной стране. Он отчаянный интеллектуал в окружении пошлых посредственностей. Он ведёт монолог от первого лица, анализирует себя, людей, души. Главный вывод, который он делает: в этой стране талантливым и умным жизни нет.

Ещё один плюс этого тихого (!) и грустного спектакля — сценография Александра Боровского. Художник подвесил под потолком сцены люстру из водочных бутылок. Именно к ней, как к единственному божеству, тянут свои стопки герои бессмертной поэмы.

«Квартира»

Место проведения: Большой театр
Дата: 25—28 февраля

bolshoy.jpg

Фото: РИА /Илья Питалев

Легендарный хореограф Матс Эк перенёс на сцену Большого собственный балет 13-летней давности. Ничего принципиально нового специально для русской труппы он придумывать не стал. Однако, непривычная ещё к стилю хореографов-новаторов Москва и без этого оказалась удивлена. На практически пустой сцене стоят плита, телевизор и… биде. Возле каждого из предметов танцуют свои партии артисты. Фоном звучит что-то отчётливо напоминающее тяжёлый рок (музыка шведских звёзд Fleshquartet). Эпатируют зрителей сцена, которую балерина танцует с обугленной куклой-младенцем, и хоровые пляски с пылесосами. Под это действие легко подвести философскую концепцию. Эк предлагает следующую: балет про разобщённость и бытовые неурядицы. Что ж, почему бы и нет.

«Итальянка в Алжире»

Место проведения: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Дата: 13, 16 февраля

ital.jpg

Фото: http://stanmus.ru/ Олег Черноус

Комическая опера Россини в постановке «короля комедий» Евгения Писарева, едва успев появиться в репертуаре театра, стала пользоваться оглушительной популярностью публики и перекупщиков билетов. Здесь есть всё, что так радует сердце любителя ярких музыкальных шоу, не уступающих в качестве полномасштабным операм: внятный сюжет про любовь, счастливый финал, любимые исполнители, эффектные декорации и фантастические костюмы. А самое главное — на сцене постоянно шутки шутят и анекдоты рассказывают. По сюжету главная героиня — красавица-итальянка Изабелла — оказывается в плену у бея Мустафы. Там же, в рабстве, находится и её возлюбленный Линдор. Никаких слёз героиня проливать не будет, она окрутит бея, как мальчишку, и сбежит с женихом в родные пенаты. Солнечная музыка Россини только преумножит эффект — образцово-показательный спектакль выходного дня получился.

comments powered by HyperComments