"Сталинград": премьера фильма

"Сталинград": премьера фильма

Премьера нового фильма режиссёра Фёдора Бондарчука «Сталинград», снятого в формате IMAX 3D. О том, что ждать от военной драмы о городе-герое, читайте в нашем специальном материале.


10 октября на российские экраны выходит самый ожидаемый отечественный фильм этого года — военная драма режиссёра Фёдора Бондарчука «Сталинград». Бюджет фильма для нашего кинематографа поистине ошеломительный — 30 миллионов долларов. Кроме того, это первый фильм российского производства, снятый в формате IMAX 3D. Интерес к «Сталинграду» подогревается ещё и тем, что картина выдвинута на соискание премии «Оскар».

Снимать фильмы о войне всегда очень сложно и крайне ответственно, особенно в случае с Великой Отечественной — когда первые душевные раны уже затянуты и оценивать события тех лет уже можно чуточку свободней и не только через призму потерь собственного народа. Отечественное кино послевоенного периода приучило нас смотреть на эту войну с единственной точки зрения, которая не допускает никакой слабины в отношении гитлеровской Германии. Образ немецкого офицера — карикатурного дурака в очках и с бутылкой шнапса, который, как заведённый, выкрикивает «шнеле» и «русиш швайне», — прочно прижился в отечественном кинематографе. И только в последние годы ситуация постепенно стала меняться.Уже не страшно признать, что солдаты гитлеровской Германии — такие же жертвы жестокого времени, как и наши отцы и деды, которых перемолола и выплюнула эта оглушительная и невероятная по своей чудовищности война.

014.jpg

«Я с детства помню фильмы с карикатурными немцами, демонстрирующие неравнозначность сторон», — говорит Фёдор Бондарчук. «Нашей задачей было этого не допустить. Томас Кречманн, сыгравший роль офицера вермахта Петера Кана, предложил, чтобы немцев в фильме играли германские актёры. Так был соблюдён баланс. Однако хочу отметить, что мы ни в коем случае не педалировали тему всепрощения».

«Сталинград», снятый по всем канонам Голливуда, это не только панорама военных событий в популярном ныне 3D формате, но ещё и подлинная история обычных людей — не вымышленных персонажей, а наших с вами мам и пап, бабушек и дедушек. Попытка российских режиссёров подогнать историю страны под голливудский формат всегда вызывает неоднозначную реакцию — по большей части, негативную. Такая же участь ждёт «Сталинград» — одни выйдут из зала с комом в горле, другие лишь недоумённо пожмут плечами — мол, снова погоня за голливудскими лаврами. Однако надо признать, что таких фильмов о войне — масштабных, размашистых и качественных с точки зрения производства — у нас ещё не снимали. Для съёмок «Сталинграда» из Америки были специально «выписаны» 3D-супервайзеры и стереографы, работавшие над «Новым Человеком-Пауком» и «Хоббитом».

«IMAX 3D-технологии сегодня позволяют добиться ощущения невероятно подробного и объёмного мира. Мне захотелось погрузить современного зрителя в осаждённый Сталинград и добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией», — говорит Бондарчук. 

Действие фильма происходит в ноябре 1942 года в выжженном немцами Сталинграде. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, оккупировавшие левый берег города. Наступление сорвано, однако советским разведчикам удаётся перебраться на другой берег и занять один из домов. Там они находят чудом уцелевшую жительницу — 19-летнюю Катю, которую сыграла Мария Смольникова.

Примечательно и то, с чего начинается фильм. Повествование идёт от третьего лица. Закадровую историю рассказывает спасатель МЧС, принимающий участие в операции по поиску людей в Японии в 2011 году. Ему нужно поддержать дух немецкой туристки, оказавшейся под обломками в результате землетрясения, и он рассказывает ей о своей матери — той самой Кате, что осталась одна в выжженном сталинградском доме.

08.jpg

Съёмки фильма, занявшие в общей сложности 79 дней, проходили в посёлке Сапёрный под Петербургом. Для фильма были возведены несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным фотографиям. Среди знаковых построек — дом Павлова (прототип дома, который в фильме обороняют советские разведчики), универмаг, площадь Борьбы, знаменитый фонтан «Детский хоровод». В реальности все они находились в разных концах Сталинграда, а вот в фильме — нарочито рядом друг с другом. Сценарий фильма создан по мотивам глав романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», его авторами выступили российские сценаристы Илья Тилькин и Сергей Снежкин. Музыку к фильму написал знаменитый американский пианист и композитор Анджело Бадаламенти, сочинивший музыку к фильмам Дэвида Линча, его сериалу «Твин Пикс» и фильму «Пляж» Дэнни Бойла. 

«Если бы это был фильм только о войне, я бы не согласился принимать в нём участие. Бойня и мясорубка мне неинтересны. Что отличает "Сталинград" от других фильмов на эту тему? Человечность. Теплота и сердечность людей, о которых идёт речь. Основная музыкальная тема — универсальная, её нельзя назвать русской, германской или японской. Она понятна каждому человеку», — подчёркивает Бадаламенти.

Одна из главных ролей в фильме досталась американскому актёру немецкого происхождения Томасу Кречманну, известного по таким киноработам, как «Пианист», «Полёт Валькирии», «Кинг-Конг». В «Сталинграде» он воплотил противоречивый образ офицера вермахта Петера Кана, который получает приказ отбить дома у советских разведчиков. Антагонизм его роли в том, что по ходу кровавых, страшных событий он влюбляется в русскую девушку Машу, которую сыграла Янина Студилина. Стоит отметить, что в 1989 году актёр уже снимался в картине про Сталинград — это был германский фильм о том, как группа немцев насмерть замёрзла под Сталинградом.

«"Сталинград" — это потрясающая возможность вернуться к истории, пересмотреть её, — говорит Кречманн. — Это фильм о людях, которые даже в такое страшное время пытаются сохранить человечность, и я счастлив, что мне довелось стать его частью».

Любовная линия, воплощённая Кречманном и Студилиной на экране, сыграна действительно блестяще. Пожалуй, это одна из самых сильных сторон «Сталинграда» с точки зрения актёрской игры.

012.jpg

Что касается сюжета фильма, то оригинальным или сногшибательным его назвать, конечно, нельзя. Ситуации, которые мы видим на экране, снимали и раньше. Тем не менее, общая атмосфера — страшная, гнетущая, непостижимая — заставляет смотреть картину до конца и сопереживать каждому из героев. Нельзя не отметить и то, что после того как фильм закончился, большая часть зрителей не сдвинулась с места. Люди ещё долго сидели на своих местах, а затем молча выходили из кинозала.

По словам министра культуры России Владимира Мединского, «Сталинград» — «мощное кино» и «достойный» выбор для «Оскара». Несмотря на благосклонные отзывы со стороны власти, что, в общем-то, неудивительно, большинство кинокритиков придерживаются мнения, что шансов получить заветную статуэтку у фильма ничтожно мало. Картину уже окрестили пафосной и излишне помпезной. «Если вы считаете, что пафос — это эпизоды под музыку, то извините. Такой уж у меня режиссёрский характер», — парирует Бондарчук. 

comments powered by HyperComments